Что такое функциональная грамотность
Функциональная грамотность – это умение применять свои знания на практике. Отличительные черты школьника с развитой функциональной грамотностью:
- Успешно решает разные бытовые проблемы.
- Умеет общаться и находить выход из разнообразных социальных ситуаций.
- Использует базовые навыки чтения и письма для построения коммуникаций.
- Выстраивает межпредметные связи, когда один и тот же факт или явление изучается, а затем и оценивается с разных сторон.
Функциональная грамотность объединяет читательскую, математическую, естественнонаучную, финансовую грамотность, креативное мышление и глобальные компетенции.
Ресурсы по развитию и диагностике функциональной грамотности:
- Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (7-9 классы) http://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
- Издательство «Просвещение». Оставить заявку на демо-доступ https://media.prosv.ru/fg/#form
- Институт стратегии развития образования, задания http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
- Платформа РЭШ для диагностики уровня функциональной грамотности https://fg.resh.edu.ru/
Нормативные правовые документы федерального, регионального и муниципального уровней, регулирующие вопросы формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 "Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО"
- Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 "О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности"
- Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 "Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности"
- Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 "Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности"
- Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе по шести направлениям функциональной грамотности в учебном процессе и для проведения внутришкольного мониторинга формирования функциональной грамотности обучающихся / под ред. Г. С. Ковалевой. М: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. 360 с.